русский eesti english

2018.09.05

Not translated.

Поездка из Таллинна в Кострому.

Таллинн - Петербург
22 го июня в 11 часов утра я выехал на мотоцикле из Таллинна. Я не был в Нарве пару лет. Удивительно, но за два года на шоссе ближе к Нарве произошли очень сильные изменения. Дорога очень хорошая, разметка идеальная. Ехать – одно удовольствие.

На въезде в Нарву стоит указатель на право указывая на пункт ожидания пограничной очереди. Сворачиваю по указателю и еду, еду, еду.... всё ещё еду.... минут через 10 понял, что здесь явно что-то не то. Посмотрел на карту и оказалось, что выехал уже далеко за город. Ни одного указателя нигде не видел. Поехал обратно внимательно следя за всеми знаками и также не увидел ни одного показывающего дорогу на парковку ожидания очереди. Приехал в центр и интуитивно нашёл пограничный пункт. Выяснил точный адрес парковки где необходимо ожидать очередь. Приехал по навигатору и уже в третий раз следил за знаками, но и в третий раз ни одного знака не нашёл. Прибыв по адресу увидел еле заметную, очень скромную и маленькую вывеску говорящую о том, что я в правильном месте. Как такое возможно в нормально развитой Эстонии ориентированной на потребителя и клиента я так и не понял. Возможно это обусловлено тем, что Нарва, это практически Россия.

Парковку ожидания очереди я в конце концов нашёл, и приехал на неё ровно в 14:00. У меня была бронь очереди на промежуток времени с 14:00 до 15:00, но как оказалось позже, бронь эта практически ничего не значит и на границу меня пустили только после 16 часов. Но и там пришлось ждать ещё довольно долго.

Эстонскую границу прошёл буквально за 2 минуты. Все добрые и улыбаются. Пожелали хорошего пути. А вот Россия и российские чиновники как всегда отличились. Пересечение границы заняло более часа и потребовало заполнения целой кучи скорее всего никому не нужных документов. В которых, помимо прочего, надо было писать где, когда и у кого я купил мотоцикл. Причём сам пограничный чиновник сказал, что можно писать все что угодно т.к. это не важно. Зачем? Зачем все это заполнять, если тот кто просит заполнить сам говорит, что это не важно и можно писать что угодно? Почему в стране, владеющей самым передовым оружием в мире, стране которая первой послал человека в космос, в стране которая единственная в мире не падает на колени перед США и не боится этого, не могут в 21 веке наладить процесс пересечения границы?

Всего на пересечение границы ушло почти 5 часов из которых Эстонские пограничники затратили всего несколько минут, а Российские около одного часа и ещё 4 часа ушло на ожидание очереди которая также создана Российскими пограничниками. Из-за всего этого на автобусе можно доехать на три часа быстрее.

До Петербурга домчался быстро и без происшествий. Но это было только начало :). Был приятно удивлён качеством дорог. Почти как в Европе. «Почти» потому, что смотрю на дорогу и не понимаю, что именно не так. И полотно вроде ровное, и разметка отличная, ширина дороги вроде тоже достаточна, и обочина чистая и ухоженная, но что-то не то и сам не понимаю, что именно. Так и не разобрался, но до Европейской дорога не дотягивает. Хотя... может, я придираюсь.

Петербург поразил своими размерами. Когда навигатор показывал до места назначения 50 километров, до времени прибытия оставалось ещё больше часа. Я был уверен, что навигатор что-то попутал. Но оказалось, что всё верно. От границы Петербурга до места назначения (центр) было ещё 30 км которые по данным навигатора я должен был проехать за 55 минут. В итоге навигатор оказался прав. Все эти 30 км шли через город по светофорам и пробкам которые я благополучно объезжал между рядами машин. Но делал это очень осторожно и медленно ибо движение в Петербурге (и, как выяснилось позже, во всех остальных городах) очень не простое (хотя оно и оказалось проще чем я ожидал). Постоянно кто-то подрезает, рядность не соблюдается, указатели поворотов «неисправны» у абсолютного большинства автомобилей, при малейшей щели между рядами машин кто-нибудь тут же попытается заполнить эту пустоту. И при этом не важно, что дистанция между зеркалами автомобилей будет меньше ширины одного зеркала. Впрочем, понятия «боковая дистанция» и «ситуация скорости» российским автолюбителям видимо не знакомы и они не имеют ни малейшего понятия о том что они значат.

Странно, но факт – очень дорогие машины, такие как последние модели немецкой тройки и Lexus встречаются в Петербурге гораздо реже чем в Таллинне.

Петербург - Кострома
К моему удивлению, пол седьмого утром Петербург был очень пуст и выезд из города занял не более 20 минут. Зато на границе города на стороне дороги ведущей в город уже в такое раннее время образовалась огромная пробка. Посочувствовал стоящим в ней и помчал по идеальному 2 полосному шоссе со скоростью 120 км/ч в направлении Мурманска. Но радость оказалась не долгой. Уже минут через 20 двухполосное шоссе сменилось однополосным, но всё же было отличного качества. Во вторник утром в направлении от Петербурга движение совсем не большое, а встречный поток автомобилей довольно плотный.

Как-то очень быстро, совсем незаметно домчал до поворота на А-114 и сразу попал в другое измерение и время. Жизнь на А-114 очень сильно отличается от жизни на автодороге Кола которая соединяет Петербург с Мурманском. Здесь, на А-114, возникает ощущение, что я переместился на машине времени лет на 20 или 30 назад. Первая АЗС оказалась закрытой на технический перерыв. Вторая оказалась закрытой на неопределённое время. Третья напоминала АЗС в какой-нибудь деревне из моего детства где на не асфальтированной, перемешанной с гравием и глиной площадке заправки простирались огромные лужи и грязь.

А автозаправочная колонка, с покосившимся неким подобием крыши над ней, со стрелочным указателем количества топлива и с огромной, очень тугой металлической кнопкой пуска топлива, и издававшая во время подачи топлива звуки сравнимые со звуками работы перфоратора, казалось стоит там со времён фильма “Королева бензоколонки”. В некоем подобии заправочного магазина царил полумрак, на пустых полках магазина стояли редкие канистры с маслом, тормозной и охлаждающей жидкостью. Холодильник с напитками разумеется был пустой, тёмный и тёплый. Но один энергетический напиток мне в нём найти всё же удалось. Продавщица автозаправки с помощью калькулятора и толстой большой тетрадки в клеточку (то есть она обладала теми же техническими средствами что и моя бабушка у себя на работе в моём далёком детстве) судя по всему вела бухгалтерию. А по совместительству наверное была ещё и охранником, и уборщицей ибо никого более на заправке я не увидел. И на фоне всего этого полная тишина и безлюдность. Во всей деревне увидел только одного человека (не считая заправщицу) и одну машину. Было, правда, около 8 часов утра, но это был будний день. Деревня призрак!

Позже я понял, что деревня призрак была как ворота на въезде в призрачное пространство и время через которое проложено шоссе А-114. Движение на шоссе практически отсутствует, деревни встречаются раз в 50-80 км, а заправки ещё реже. Но, не смотря на это, качество дороги как в Европе. Разметка идеальная, асфальт ровный, все повороты плавные, а трава и кусты на обочинах скошены метров на 20 в сторону леса. И такие идеальные условия километров 400 до Череповца! Ехать в таких условиях одно удовольствие - тишина, спокойствие, высокая средняя скорость - даже скучно как-то и хочется поспать прямо на ходу. Чтобы хоть как-то развеселить себя, пристроился в хвост обогнавшему меня VW Touareg. Так мы и ехали вместе часа 2 (и за эти два часа проехало всего несколько машин навстречу и ни одной попутной) пока на моем мотоцикле не загорелась лампочка низкого уровня топлива говорящая о том, что топлива в баке осталось километров на 50-60. А так как до ближайшей заправки могло быть и больше, то мне пришлось сбросить скорость с крейсерских 120 км/ч до 80 км/ч.

Количество пройденных километров с горящей лампочкой низкого уровня топлива всё увеличивалось, а заправка всё не появлялась. Когда я проехал 40 км, то понял, что если в ближайшие 10 минут я не заправлюсь, то встану у обочины с пустым баком. Как только я об этом подумал, увидел вдалеке машину стоящую на краю дороги. Что само по себе уже везение так как на этой дороге движение практически отсутствует как я уже написал ранее. А стоящих машин я вообще не видел ни одной так что это везение было двойным. В машине оказался молодой парень который говорил по телефону. Когда я остановился возле него, то услышал через открытое окно что говорил он с кем-то не что-то срочное, а о самых обычных ежедневных делах в стиле “привет как дела, что делаешь”. Это меня сильно удивило. Ни до ни после встречи с ним в обоих направлениях километров 20 не было ни одной деревни и ни одной второстепенной дороги. То есть он приехал издалека в тихое место в лесу просто чтобы поговорить по телефону?

Парень рассказал, что до ближайшей заправки километров 20 как минимум, а может даже 40. Столько я бы точно не проехал. Объяснил ему ситуацию и он как волшебник достал из багажника своей пятёрки 4 литровую канистру с бензином! Вот так вот посреди леса вдалеке от цивилизации на дороге где практически нет движения я встретил стоящую на обочине машину в багажнике которой “завалялись” 4 литра топлива. “На всякий случай”, как выразился парень. Невероятное, трёхкратное везение! Парень был скромный, искренне хотел помочь и сначала даже отказался брать деньги за топливо, но я его заставил. Я уехал, а он остался дальше там стоять - видимо продолжил свой разговор.

Когда я наконец добрался до заправки и заправил полный бак, то по количеству пройденных километров от парня до заправки, расходу топлива на 100 км, количеству заправленного топлива и объёму бензобака я вычислил, что без помощи этого парня до заправки я бы точно не доехал. Не хватило бы как минимум одного литра топлива. Зная теперь, что на отрезке от Череповца до автодороги Кола заправки встречаются очень редко, на обратном пути на этом участке дороги я заправлялся на первой же заправке которая встречалась после преодоления 150 км после последней заправки. Таким образом на поиск заправки у меня всегда было в запасе примерно 150 км.

А после Череповца навигатор повёл меня на юг вдоль рыбинского водохранилища. Я не очень-то вникал в то, как он проложил маршрут и сильно пожалел об этом.. Помню в детстве мне отец рассказывал, как будучи ребёнком он ездил со своим отцом на рыбалку на рыбинское водохранилище. Если правильно помню, то они ночевали в лодке прямо на воде т.к. водохранилище было огромным как море. Было это лет 40-50 назад. Осмелюсь предположить, что дорога вдоль этого хранилища не ремонтировалась с тех самых пор. К тому моменту, когда я заподозрил, что навигатор повёл меня куда-то не туда, я проехал по этой дороге уже 48 километров. Прикинув на глазок, взглянув на карту в навигаторе. Мне показалось, что длина этого участка около 100 километров и поэтому возвращаться уже не было смысла. Но позже оказалось, что длина этого участка аж 200 километров.

Это были самые ужасные 200 километров в моей жизни. Дорога была разбита так, что периодически приходилось сбрасывать скорость до 40км/ч. А ямы были такого размера, что нередко руль прямо на скорости выбивало из рук и он упирался в ограничитель то вправо, то влево. Чтобы хоть как-то облегчить жизнь себе и мотоциклу я пытался ехать стоя, но проехать 200 километров стоя на туристическом мотоцикле не так-то просто. Поэтому 3 часа езды прошли в стиле встал, сел, встал, сел, встал, сел…. И так раз 500, а может и больше. Но даже здесь, в забытом казалось бы богом месте, Россия не перестаёт удивлять. Дороги можно сказать что и нет (то, почему я ехал назвать дорогой язык не поворачивается). Движение не более одной машины в 10 минут, на участке в 200 км всего несколько деревень, но зато трава на обочинах косится исправно! А деревня “Благодать” на фоне всего это безобразия выглядит как издёвка. Ну какая может быть благодать при такой-то дороге? “Бухалово”, встреченное мною немного позже, уже после выезда на идеальную трассу М-8, подошло бы гораздо больше. “Бухалово” и “Благодать” поменять бы местами, и тогда все встало бы на свои места.

От Бухалово до Костромы через Ярославль уже совсем близко, а движение после Ярославля поздно вечером в будний день совсем маленькое. Благодаря чему я быстро и без проблем домчался до Костромы которая на въезде встретила меня огромной пробкой. Оказалось, что из-за реконструкции моста ведущего через Волгу на нём закрыты две полосы движения из четырёх. Местные терпят это неудобство уже несколько месяцев.

Получилось, что расстояние в 900 км от Петербурга до Костромы я преодолел примерно за 12 часов при этом совершенно не устав. Подтвердив тем самым свои личные подозрения, что 1000км в день для меня на этом мотоцикле не должно быть никакой проблемой. Более того, учитывая довольно свободный график передвижения и 200км условного бездорожья под рыбинском я был уверен, что не должно стать проблемой преодолеть обратный путь до Таллинна в 1300 км также за один день. Что, скажу забегая вперёд, я благополучно осуществил.

Кострома
В Костроме я провёл всего два дня. К сожалению в первый день в Костроме пришлось ещё заняться тем, чего я вовсе не планировал. А точнее ремонтом мотоцикла. Оказалось, что 200км бездорожья с большим уклоном в сторону обочины под Рыбинском не прошли бесследно полностью, как говорится “в ноль”, “скушав” левую половину передней шины и примерно наполовину левую половину задней шины. Учитывая вполне хорошее состояние правой стороны обеих шин, я решил не менять шины, а перевернуть их на ободе, чтобы на обратном пути изнашивалась вторая половина шины. Так как даже хорошие дороги имеют уклон в сторону обочины чтобы с дороги сливалась дождевая вода и поэтому левая сторона шин на мотоцикле изнашивается гораздо больше. А уже в Эстонии поменять шины на новые. Но как говорит старая русская пословица: “Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается”. Россия как всегда приготовила сюрприз. Оказывается в городе с населением в 300 000 человек нет ни одной мотоциклетной мастерской способной осуществить шиномонтажные работы! Во всех мастерских предлагали привезти мотоцикл к ним, оставить его там, после чего они снимут колеса и повезут их на машине в одну из многочисленных шиномонтажных мастерских города. Но так как за это они денег отдельно не берут, то и везти специально не будут, а будут ждать момента когда им самим понадобится ехать в этом направлении. Поэтому процедура которая в любой европейской мотомастерской заняла бы не более часа, в Костроме грозила 24 часовым приключением!

Такой расклад дел меня не устраивал и времени столько тоже не было. Поэтому вместо дотаций бездельникам в мотомастерской я решил направить свои денежные купюры в более продуктивное русло и купил в Автолиге (сеть магазинов автозапчастей и инструментов) необходимые инструменты для демонтажа колёс с мотоцикла. Которые кстати, мне обошлись даже дешевле чем демонтаж колёс в мастерской. И на дядиной машине свозил их в ближайшую шиномонтажную мастерскую где очень шустрый шиномонтажник все сделал буквально за несколько минут за совсем смешные 400 рублей. Интересно, что обода моего мотоцикла показались шиномонтажнику какими-то очень крутыми и снятыми с очень дорого мотоцикла. :) В итоге весь процесс с поиском инструментов в магазине, с демонтажем и монтажом колёс “на коленке” занял примерно 4 часа вместо 24 часов в мастерской. Прав был М. Задорнов когда в своих сатирических заметках про Россию говорил: “Эту страну не победить!”

Два дня прошли очень быстро и в четверг рано утром я отправился в обратный путь.

Кострома - Таллинн
Почти всегда дорога домой кажется более скучной, долгой, однообразной и почти не запоминающейся. Так было и в этот раз. Хотя кое что всё же запомнилось. До Ярославля запомнилось почему-то идеальное шоссе, хотя двигаясь по нему месяц спустя на машине я обратил внимание, что идеальное оно там лишь частично. Наверное спал ещё утром рано за рулём мотоцикла. :) Ярославль запомнился огромными стройками дорог и “грыжей” асфальта в одном повороте наехав на которую чуть не потерял управление. А ещё уже в Ярославле, т.е. часов в 7 утра начало становиться жарко.

От Ярославля до Вологды вновь почему-то запомнилось идеальное шоссе. Кажется будто весь участок в 200 с лишним километров был просто идеален. Наверное так оно и было потому-то поездив за последние 2 года по России около 10 000 км неоднократно убедился, что основные магистрали в превосходном состоянии. А там где они в плохом, уже ведётся или начинается реконструкция. Правда это идеальное шоссе до Вологды было перегружено грузовиками. На мотоцикле это не очень большая проблема. Обгоны совершаются легко и быстро почти не задерживаясь за грузовиком. Поэтому большое количество грузовиков не сильно влияет на среднюю скорость передвижения. А вот водителям легковых автомобилей наверное тяжело на этой дороге.

В Вологде первый раз заправился и повернул на Череповец - строго на запад параллельно экватору. От Вологды до Череповца был самый тяжёлый участок пути. Огромная, бесконечная стройка на дороге, как на БАМ-е. Пыль, жидкий битум, жара, бесконечная колонна автомобилей движущаяся со скоростью от 0 до 100 км/ч то растягивающаяся то сжимающаяся как резиновая лента. И постоянные, такие же бесконечные, пробки. Даже на мотоцикле этот участок дался не легко, а на машине это может показаться сущим адом. Но лучше потерпеть этот ад одно лето, а затем ездить лет 10-15 по идеальному шоссе. Ведь это всё строится для людей. Зато на затяжных участках со скоростью 10-20 км/ч покушал бананы прямо на ходу. :)

Зато после Череповца до автодороги Кола вновь, как и по пути в Кострому, много сотен километров совершенно пустынного, идеального гладкого и ровного шоссе, но с редкими заправками где я старался заправляться каждые 100-150 километров. Чтобы избежать проблем вызванных нехваткой бензина как по дороге в Кострому. Только сильная жара нарушала идиллию.

Остановился на автобусной остановке чтобы снять куртку и насыпать в штаны талька чтобы избежать опрелостей. Меня тут же окружила стая дичайших мух, слепней, комаров и прочих насекомых готовых съесть меня заживо. Думаю не будет преувеличением сказать, что самые крупные особи слепней были размером со спичечный коробок. Пешим здесь лучше не оставаться - в прямом смысле съедят заживо! Таких диких насекомых я ещё не встречал.

От поворота на автодорогу Кола до Петербурга вновь начался какой-то ад из бесконечной, в прямом смысле слова, колонны грузовиков из-за чего моё движение было не прямолинейным, а выглядело примерно вот так: ↷↷↷↷↷↷↷↷↷↷↷↷. Оно напоминало контур жирной гусеницы. Перед Петербургом свернул на заправку где встретился с двумя Финнами на мотоциклах марки BMW. Как это принято среди мотоциклистов спросили друг у друга откуда и куда едем. Услышав от меня, что с утра проехал уже 900 км и впереди ещё около 400 их глаза увеличились в диаметре раза в 2 как минимум. Сами они ехали из Череповца, т.е. проехали около 500 км, были уже довольно уставшие и особо не торопились ехать дальше. Я же попил водички и буквально через 2 минуты рванул дальше.

В 18:30, преодолев ровно 1100 км за 12 часов, я прибыл на пограничный пункт в Нарве. Отличный результат, который удивил даже меня. Особенно учитывая количество дорожных работ под Ярославлем, Череповцом и Петербургом. При этом я практически ни разу не разгонялся быстрее 120 км/ч. Вот она магическая сила высокой средней скорости которая достигается путём отсутствия остановок. За эти 12 часов я останавливался лишь несколько раз, каждый раз буквально на 2-3 минуты заправиться. Не делал остановок на еду и отдых. Ехал, заправлялся, снова ехал, снова заправлялся, снова ехал, снова заправлялся. Я даже шлем за 12 часов ни разу не снял! И при этом совершенно не устал!

Час ожидания очереди на границе поедая бутерброды и я уже в Эстонии. А затем ещё 3 часа монотонной езды по уже знакомым дорогам приведшим меня к 10 вечера домой.